Битва бронепоездов на Новокавказском мосту в 1920 г.

https://instagram.com/p/BmEn3W-FL6U

В этот раз поиски артефакта, разыскиваемого мной по найденным путевым дневникам В. Верещагина, завели нас к интересному архитектурному объекту вблизи Ставрополя. Это Новокавказский мост, что находится у хутора Верхнеегорлыкский, 52 м в длину и 20 м в высоту. Возведенный над рекой Егорлык, он был частью железнодорожной ветки, соединяющей Ставрополь с побережем Черного моря. В народе эта ветка звалась "Туапсинкой". 

Нахождение Новокавказского моста

Новокавказский мост интересен не только своим историческим значением, но и своей архитектурой, поскольку построен из ставропольского ракушечника, почти без применения бетона. Но более завораживает факт произошедшей на нем битве бронепоездов, о которой я и хочу Вам поведать! Как же так вышло, что предмет, описываемый в потерянном в 1864 году путевом дневнике, оказался в центре эпохальных событий революционной России и почему послужил причиной разрушения этого грандиозного строения? Об этом мы узнаем на страницах романа «Татарское городище» В. Яикова, который находится на стадии написания.

Строительство Новокавказского моста (1915 г.)

Железнодорожная ветка "Туапсинкая", прослужила совсем малый срок, около 6 лет (с 1916 по 1922 год), и была важной хозяйственной артерией Ставрополья. По ней возили товары и грузы на паровозах серии «Ы», которые при своих относительно небольших размерах, развивали мощность до 1000-1100 л.с, что позволяло тянуть до 40 вагонов в составе. Но все изменилось в революционные годы. Торговые грузы сменились военными эшелонами, а сама дорога стала хорошей мишенью для стратегических аттак. Железную дорогу появилась необходимость защищать. В том числе и с помощью тяжелых орудий, установленных на бронепоездах. Особенно жаркие бои шли на "Туапсинке" в районе у сел Демино, Татарка и Надзорное в сентябре - ноябре 1918 года.

В конце февраля 1920 года Ставрополь покидали последние белогвардейские гарнизоны, державшие рубежи юга России. Уходила огромная и значимая эпоха из жизни города. Но перед окончательным исчезновением в небытие, история борьбы вспыхнула яркой точкой единственной в мире битвой бронепоездов.

Бронепоезд белой армии «Единая Россия» (да-да, это исторический парадокс)

29 февраля 1920 г. Ставрополь был освобожден от белогвардейцев, но бои за окрестные станицы продолжались. Спустя пару недель командованием остатков белогвардейских сил было принято решение вновь брать Ставрополь. Данная попытка в глазах историков была тактически не оправдана, но благодаря открытиям, сделанным мной в ходе своего «дневникового» расследования, стала ясна причина безнадежной контратаки. Целью военной операции было вовсе не повторное взятие Ставрополя, но отведение сил противника от эвакуации оставшегося в городе населения. 9-10 марта 1920 года была предпринята попытка одновременной атаки города с нескольких сторон: станицы Темнолесской, станици Николаевской и станицы Ново-Марьевской. Но главный упор был сделан на прикрытие единственной железной дороги, ведущей в Ставрополь.

Утром 11 марта в результате диверсионных действий, оставшимися в Ставрополе белогварейцами был взят под контроль железнодорожный вокзал. Эвакуируемое населения было посажено на Бронепоезд № 3, находившийся в то время в Ставрополе.

Первый этап плана прошел успешно, но навстречу Бронепоезду №3 с эвакуируемым населением из взятого «красными» Невинномысска к Ставрополю направились силы, ведомые в авангарде бронепоездом.

Здесь на Новокавказком мосту в 12:30 11 марта 1920 два бронированных монстра с огненными сердцами встретились бок о бок друг с другом. Находясь на соседних путях и двигаясь в противоположных направлениях, составы выстроились бойница к бойнице, дав возможность восседавшим в них бойцам принять бой.

И были выстрелы, были залпы минометов, состоявших на вооружении встретившихся крепостей.

В результате яростных атак был полностью уничтожен бронепоезд «кустарного» производства красной армии, но в предсмертных конвульсиях ревущего металла был разрушен и сам Новокавказский мост. Так же в результате боевых действий железная дорога была разрушена во многих местах на участке от Армавира до Ставрополя. Но в конечном итоге, белогвардейскому движению пришлось уйти с территории Ставрополья, а впоследствии и покинуть Россию.

Спустя годы рельсы и шпалы разрушенного участка “Туапсинки” были использованы при строительстве нового участка дороги у села Петровское (ныне Светлоград). А на месте первой и последней битвы бронепоездов была оборудована памятная табличка.

С искренним желанием, В.Яиков

#Яиков #история #вооружение #тайны #тайнызагадки #новокавказскиймост #ставрополь #ставрополье #белоедвижение #гражданскаявойна #1920 #революция #бронепоезда 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic